Исаев Андрей Константинович

Опрос

В условиях экономического кризиса государство должно
максимально экономить деньги, сворачивая все программы
финансово максимально поддерживать граждан и, соответственно, покупательную способность

Голосовать

Ссылки

4. Предложения ЦСКП для новой программы партии "Единая Россия"

Позиция и взгляды

Два юбилея

         

Нерабочим праздничным днем, то есть праздником, который должны отмечать все, может быть только та дата, которая является бесспорной. У нас есть немало людей, для которых 7 ноября – праздник. Но у нас есть также миллионы граждан, которые эту точку зрения не разделяют. Об этом пишет заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Исаев:

«В этом году 4 ноября и 7 ноября оказались юбилейными датами. 4 ноября мы праздновали 400-летие освобождения Москвы от интервентов. 7 ноября исполняется 95 лет Октябрьской революции. В связи с этим возобновились споры о том, правильно ли отмечать 4 ноября как государственный праздник и правильно ли считать 7 ноября не праздником, а памятной датой.

Начнем с 4 ноября. День народного единства – праздник сравнительно недавний. Решение о том, чтобы изменить 112-ю статью Трудового кодекса и ввести новый нерабочий праздничный день, было принято восемь лет назад – в 2004 году.

В чем значение этого праздника? Напомню, что начало XVII века в России – это период Великой Смуты. Наша страна стояла на краю пропасти. После жестокого правления Ивана Грозного, которое сопровождалось, говоря современным языком, массовыми репрессиями и разорением половины страны, после не совсем удачного правления Бориса Годунова, после того, как на русский престол сел, а затем был свергнут Лжедмитрий, в России наступили смутные времена. Это период, когда сословия воевали с сословиями, одни территории - с другими. Одновременно в стране было несколько людей, объявлявших себя царями, два патриарха, в страну вторглись польско-литовские и шведские интервенты. Казалось, история России уже закончилась. Политический класс, элиты того времени фактически капитулировали. Они думали, кому передать власть. Взоры бояр в наибольшей степени склонялись к польскому королевичу Владиславу. Обсуждался вопрос, сохранит ли при этом Россия православие, примет ли католицизм или станет первой униатской страной с православным обрядом, но признанием духовной власти папы Римского. И тогда случилось настоящее чудо. Сам российский народ спас свою Родину. Он объединился для того, чтобы сохранить Россию как единое государство, не разделенное между поляками, литовцами, шведами и соседями с юга, которые тоже активно претендовали на российские земли. В Нижнем Новгороде возникло Ополчение, его возглавили два выдающихся человека того времени – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Они привели это Ополчение в Москву. И как раз 4 ноября 1612 года был взят Китай-город, главное фортификационное укрепление польско-литовских войск, после чего оставшиеся в Московском Кремле интервенты и семибоярщина капитулировали. Штурма Кремля уже не потребовалось. И мы считаем это началом преодоления Смутного времени. 4 ноября фактически является днем рождения современной российской нации, когда люди разных национальностей – и русские, и татары, и представители народов Поволжья – объединились для спасения своего общего Отечества. Объединились представители разных религий: в Ополчении были или помогали ему своими средствами и православные, и мусульмане, и буддисты, и иудеи. Всем этим мы руководствовались, когда проголосовали за то, чтобы сделать 4 ноября государственным праздником, Днем народного единства.

Отмечу, что до Октябрьской революции этот день отмечался как день Казанской иконы Божией Матери. Потому что именно эта икона стала символом и духовной основой Ополчения, она была во главе войск, ей молились накануне штурма Китай-города. Поскольку в дореволюционной России отсутствовало разделение церкви и государства, праздник церковный и государственный был единым. В 1917 году этот праздник был упразднен большевиками. И до начала нового века он в России на государственном уровне больше не отмечался. Более того, герои Ополчения, проложившие своей борьбой дорогу на трон династии Романовых, воспринимались идеологами советской власти едва ли не враждебно. В 1930 году в главном теоретическом органе ВКП(б) журнале «Большевик» было опубликовано такое стихотворение:

«Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал.
Случайно им мы не свернули шею,
Я знаю: это было бы под стать.
Подумаешь – они спасли Рассею!
А может, лучше было б не спасать?»

Мавзолей на могиле Пожарского в Суздале был снесен. Во время Великой Отечественной войны от столь вызывающе антироссийских взглядов отказались. Минину и Пожарскому вернули героический ореол. Но значение освобождения Москвы от интервентов в 1612 году оставалось в тени более близких нам событий – Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны. Однако для своего времени победа народного ополчения имела, наверное, не меньшее значение, чем для последующих поколений победы в отечественных войнах. Если бы не Ополчение, если бы не усилия Минина и Пожарского и тысяч наших предков, Россия как единое государство сегодня просто не существовала бы. И совсем иначе сложились бы не только наши судьбы, но и судьба мира.

Теперь несколько слов о 7 ноября. Принимая решение о новом графике нерабочих праздничных дней, Государственная Дума перенесла годовщину Октябрьской революции в разряд памятных дат. Этот день отмечается в российском государстве, он не забыт, но не является государственным праздником.

На мой взгляд, есть, по крайней мере, два мотива, по которым 4 ноября предпочтительнее, чем 7-е. Во-первых, если мы взглянем на праздничный календарь, то обнаружим только два праздника, которые связаны с тем, что было до октября 1917 года, – это Новый год и Рождество Христово. Но ведь наша страна родилась не в 1917 году, она существует более тысячи лет. Неужели ни одна дата до Октябрьской революции не достойна того, чтобы стать национальным праздником? Во-вторых, мне кажется, что нерабочим праздничным днем, то есть праздником, который должны отмечать все, может быть только та дата, которая является бесспорной. У нас есть немало людей, для которых 7 ноября – праздник. Но у нас есть также миллионы граждан, которые эту точку зрения не разделяют, для которых 7 ноября – это начало противостояния, начало гражданской войны, формирование однопартийного режима, который репрессировал в дальнейшем целые социальные слои и целые народы. Поскольку для потомков репрессированных Октябрьская революция праздником не является, 7 ноября не может быть объединяющим началом, не может быть общегосударственным праздником. И тем не менее, помнить об этих событиях надо всем. По злой иронии судьбы Октябрьская революция принесла куда больше социальных плодов не народу, ее совершившему, а соседям в развитых капиталистических странах. Увидев на примере России, к каким катастрофическим последствиям может привести пренебрежение интересами народных масс, правящие классы европейских стран начали движение в сторону выстраивания социального партнерства, построения социального государства. В сегодняшней России мы тоже хорошо усвоили этот урок нашей истории. Сегодня большинство россиян делает свой выбор в пользу стабильного развития без застоев и революций».

Добавим, что согласно опросу ВЦИОМ, 27% россиян считают, что события Октябрьской революции - толчок социальному развитию (против 34% в 2002 году), 21% полагает, что революция открыла новую эру в истории России (25%). Однако социологи отмечают, что за последние десять лет возросла доля респондентов, признающих революцию катастрофой для России (18% против 10% в 2002 году). Еще 17% считают ее помехой на пути социально-экономического развития.

Большинство участников опроса, который был проведен 27-28 октября среди 1600 человек в 46 субъектах РФ, убеждены, что переворот в России сегодня нельзя допустить (78%). Лишь 13% опрошенных полагают, что России нужна революция.