Исаев Андрей Константинович

Опрос

В условиях экономического кризиса государство должно
максимально экономить деньги, сворачивая все программы
финансово максимально поддерживать граждан и, соответственно, покупательную способность

Голосовать

Ссылки

4. Предложения ЦСКП для новой программы партии "Единая Россия"

Публикации в СМИ

18-12-2012

Проект Путина: русская идея XXI века

      

Все 20 лет, прошедшие с момента распада Советского Союза, мы ищем национальную идею: ищут ее и политики, и политологи, и общественные деятели. До сего времени эти поиски ни к чему не приводили. Некоторые даже стали высказываться на тему того, что поиск не имеет смысла, он рудимент нашего идеологизированного советского сознания: есть же другие народы без национальной идеи, на многое не претендуют, но живут неплохо (например, швейцарцы). И вдруг национальная идея нашлась. Ее представил Владимир Путин в своем ежегодном Послании Федеральному собранию, которое, как справедливо заметили многие, является программой не на ближайший год, а на все предстоящее президентство Путина. Идея оказалась удивительно очевидной: это идея патриотизма. Так и бывает обычно с национальными идеями: ищут, ищут, а выясняется, что они лежат на поверхности. Меня могут спросить: что же здесь нового? К патриотизму взывают практически все более или менее ответственные политические силы. Патриотизм был краеугольным камнем и в царской России, и в советской.

Так, да не так. Бесспорно, патриотизм является общепризнанной ценностью. Патриотов – людей, готовых отдать жизнь именно за родину, было много и в царской, и в советской России. Но все же надо признать, что тогда патриотизм играл скорее подчиненную роль. Напомню, что при царе гимн начинался не со слов «Боже, храни Россию», а со слов «Боже, царя храни». В знаменитой официальной государственной триаде «православие, самодержавие, народность» тоже нет слова «Россия», а «нация» стоит на третьем месте. Большевики начинали с антипатриотических идей, с отрицания патриотизма как такового, с идеи мировой революции. Лишь предвоенные угрозы 30-х годов заставили Сталина пересмотреть отношение к патриотизму. И даже после Великой Отечественной войны патриотизм оставался на вспомогательных ролях, служил идеалам строительства коммунистического будущего. На 70 лет страна потеряла даже свое исконное геополитическое название – Россия. В новом названии государства упор был сделан на политический смысл: то, что республики социалистические.

По сути дела, Путин впервые предложил патриотизм не как вспомогательное средство, мобилизующее народ на достижение неких высоких целей, а как суть всей российской политики.

Идеи патриотизма пронизывают все Послание Путина. Именно с позиции патриотизма он говорит о социальной политике как о сбережении народа (нас должно быть больше и мы должны стать лучше), о своих претензиях к политической элите (выдвигая проект «национализации элиты», возвращения ее целиком на родину), к бизнесу (призывая его вкладывать деньги в нашу страну, в развитие инфраструктурных проектов) и к нынешнему поколению работающих людей (напоминая ему об ответственности перед старшими поколениями и перед теми, кто придет после нас).

С этой же позиции он говорит о креативном классе. Сегодня так называет себя практически полностью ориентированная на Запад богема столиц. Путин же предложил считать креативным классом в первую очередь представителей массовых профессий, являющихся духовным стержнем нации: врачей и учителей. В противовес постмодернистской столичной тусовке президент предлагает опираться на «провинциальную интеллигенцию».

В.В.Путин предложил сделать патриотизм основой для деятельности всех масштабных политических сил, и в этом есть насущная необходимость.

Сегодня многие оппозиционные политики упрекают политическую систему России в ее полуторапартийности. У власти стоит одна партия, которая имеет шансы и перспективы на сохранение этой власти. Остальные существуют, борются, но в обозримом будущем шансов получить власть не имеют. Надо признать, что проблема здесь не в партии власти, а в качестве самой оппозиции. В тех странах, где политические партии мирно и регулярно сменяют друг друга у власти, между ними существует консенсус, признание общих базовых ценностей, которые остаются неизменными независимо от того, кто правит: республиканцы или демократы в Соединенных Штатах Америки, лейбористы или консерваторы в Великобритании. В России идеология большинства политических оппонентов «Единой России» – это идеология коренной смены общественного строя. С такой идеологией общество никогда не пропустит оппозиционные партии к власти демократическим, выборным путем. Поэтому Путин, заинтересованный в развитии политической системы России, предлагает консенсус для всех политических сил. Он предлагает патриотизм как общую платформу, которая должна оказаться бесспорной для всех.

Президент выдвигает следующие общие подходы: безусловное признание суверенитета и территориальной целостности России, признание ее федеративного характера, равноправия и ценности каждого из живущих в нашей стране этносов; недопущение в политику криминала; отказ от сотрудничества с теми политиками, которые выполняют заказ, исходящий извне (они должны стать маргиналами или, как принято выражаться в креативных кругах, нерукопожатными); следование закону во всем (все силы, претендующие на власть в России, обязаны действовать исключительно в рамках действующего законодательства).

Может ли патриотическая идея обеспечить быстрое развитие нашей страны, чтобы Россия, как предложил Путин в своем Послании, накормила весь мир? Может, и тому есть очевидный пример: китайское экономическое чудо. Сегодня многие у нас вспоминают о нем, но часто забывают слова Дэн Сяопина, с которых это чудо началось: «Не важно, черная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей – это хорошая кошка». Ему было не важно, социализм или капитализм, а важно, чтобы Китай стал сверхдержавой. Именно принесение в жертву национальным интересам идеологических догм послужило толчком к переосмыслению китайской политической элитой, а вслед за ней и населением целей и путей развития. И сегодня патриотический подход освобождает нас от догматики. Мы не должны задумываться над тем, верны ли наши шаги с точки зрения либеральной рыночной идеологии или идеологии социальной справедливости, а должны делать только те шаги, которые будут полезны для России независимо от того, к какому идеологическому арсеналу формально они могут быть отнесены.

При этом важно помнить, что только в кулинарии кашу маслом не испортишь, в политике нужно быть аккуратным. Как социал-демократы должны постоянно контролировать себя, чтобы не скатиться в большевизм и коммунизм, так патриотизм должен четко дистанцироваться от этнического национализма. Путин как опытный политик прекрасно это понимает. Никакая иная идеология не подверглась в его патриотическом Послании столь жесткой критике, как этнический национализм, который был прямо назван угрозой территориальной целостности России и угрозой тем народам, от чьего имени выступают этнические националисты.

В чем же заключается сущность русского проекта, русской идеи в современном мире? Мы видим, как приходит в упадок западный проект. Постхристианская идеология толерантности и культа прав меньшинств, господствующая сегодня в Европе и Соединенных Штатах Америки, все больше и больше раздражает агрессивный и наступательный Восток. Воля западных народов к сопротивлению этому натиску становится все меньше. Если бы не ядерное оружие, США и Европу давно бы уже постигла участь Римской империи времен упадка. Борясь за сохранение своей гегемонии и своего права обменивать реальные природные и человеческие ресурсы на фикцию в виде бумажных и электронных денег, ведомая англосаксами западная цивилизация все больше и больше склоняется к авантюрным силовым методам решения проблем и навязывания своей воли. Под рассуждения о мягкой силе все чаще и чаще применяется неприкрытая сила. Мир стоит на пороге возможного столкновения между Западом и сообществом исламских государств. Россия в этом отношении является Ноевым ковчегом стабильности. Русская цивилизация исторически формировалась как общность мирно сосуществующих народов, в том числе исповедующих различные религии. Владимир Путин отметил, что для заграницы жители России, независимо от своей этнической принадлежности, были и остаются единым народом. Он вспомнил одну из своих встреч с ветеранами, на которой были люди разных национальностей: татары, украинцы, грузины, русские. Один из ветеранов, не русский по национальности человек, сказал, что для всего мира мы русские. Это действительно так. Но Россия не выступает в роли плавильного котла, уникальность каждого этноса сохраняется. Эта модель должна стать примером будущего мироустройства, а наша страна – выступить главной силой, сплачивающей вокруг себя тех, кто не заинтересован в глобальном конфликте, тех, кто способен построить многополярный мир, единый и многообразный.