Исаев Андрей Константинович

Опрос

В условиях экономического кризиса государство должно
максимально экономить деньги, сворачивая все программы
финансово максимально поддерживать граждан и, соответственно, покупательную способность

Голосовать

Ссылки

2. Дума

Публикации в СМИ

06-11-2012

"Атака Исаева" 33 выпуск

А.ИСАЕВ: Добрый вечер, добрый день, у кого как складывается сегодняшняя осенняя суббота. Для тех, кто слушает нас за Уралом, несомненно, доброй ночи. Надеюсь, что кто-то слушает, потому что говорить мы будем, пожалуй, об интересной теме — теме праздников. Напоминаю, что зовут меня Андрей Исаев, я председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы. Завтра 4 ноября, День народного единства, государственный праздник. Праздник сравнительно недавний. Оговариваюсь — сравнительно. Почему? Введен он в новой истории России был девять лет назад, восемь лет назад — в 2004 году было принято решение о том, чтобы изменить 112-ю статью Трудового кодекса и ввести новый государственный праздник — День народного единства. Должен сказать, что праздник этот отмечался много лет назад всей нашей страной. Отмечался до революции. И отмечался в связи с теми событиями, к которым он приурочен. Напомню, что связан он в первую очередь с событиями 1612 года. Это был период Великой Смуты. Тогда Россия стояла на краю пропасти. После жесточайшего правления Ивана Грозного, которое сопровождалось тем, что современным языком принято называть массовыми репрессиями, опричниной и истреблением значительной части населения. Россия находилась в упадке. Не совсем удачно сложилось правление Бориса Годунова. Мы помним, появился лже-Дмитрий. И вот после него в России наступили смутные времена. Период, когда сословия воевали с сословиями, области друг с другом. Одновременно в России были несколько людей, объявлявших себя царями, два патриарха и так далее. Казалось бы, Россия уже закончилась. Политический класс, во всяком случае, капитулировал. Он думал, кому передать власть. И в наибольшей степени склонялся к польскому королевичу Владиславу. Обсуждался вопрос, сохранит ли при этом Россия православие или примет католицизм. Или может быть, России светило стать первой униатской страной, то есть католиками восточного обряда. Политический класс не справлялся с ситуацией. И тогда случилось настоящее чудо. Сам российский народ спас свою страну. Он объединился для того, чтобы сохранить Россию как единое государство, не разделенное между поляками, литовцами, шведами, соседями с юга, которые активно претендовали тоже на российские земли. В Новгороде возникло ополчение, его возглавили два выдающихся человека того времени — Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Они привели это ополчение в Москву. И как раз в эти дни, ноябрьские дни 1612 года, 400 лет назад, у нас юбилейный год в этом отношении, состоялось сражение, был взят Китай-город, главное укрепление фортификационное. После чего находившиеся в Московском Кремле польско-литовские интервенты, находившиеся с ними семибоярщина мирно капитулировали. Штурма Кремля уже не потребовалось. И мы считаем это началом преодоления Смутного времени. Мы считаем этот день очень важным днем. Почему? Это фактически был день рождения современной российской нации. Когда представители разных национальностей — и русские, и татары, и представители других национальностей, прежде всего поволжских, объединились для спасения своей общей родины. Они почувствовали Россию, воспринимали ее как свою единую, общую Родину. Объединились представители разных религий. В ополчении были и православные, и мусульмане, и буддисты. Они воевали за свое государство. Мы можем считать этот день, 4 ноября, днем рождения русской политической нации, современной российского нации, многонационального народа России. Именно этим мы руководствовались, когда проголосовали за соответствующую поправку в Трудовой кодекс, за то, чтобы ввести этот новый праздник. Надо сказать, что этот день отмечался до революции как день иконы Казанской Божьей Матери. Потому что именно эта икона стала символом ополчения, она была во главе ополчения, ей молились накануне штурма Китай-города. Поскольку Россия дореволюционная, там, разумеется, отсутствовало разделение церкви и государства, то в этом случае церковный и государственный праздники были фактически едины. И вот как единый праздник он был упразднен большевиками в 1917 году. И до начала нового века этот праздник в России больше не отмечался. Надо сказать, что первый период времени отношение к этим событиям было вообще достаточно пренебрежительным. В 30-е годы в журнале «Большевик» (это был главный теоретический орган всесоюзный Коммунистической партии большевиков) было опубликовано следующее стихотворение: «Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского. К чему им пьедестал? Довольно нам двух лавочников славить. Их за прилавками Октябрь застал. Напрасно им мы не сломали шею. Нам это было очень бы под стать. Подумаешь — они спасли Россию. А может, лучше было не спасать?» Разумеется, во время Великой Отечественной войны произошел перелом, и руководство Коммунистической партии совсем по-другому стало относиться к патриотическим идеям. Разумеется, уже после этого было пересмотрено такое большевистское, нигилистическое отношение к российской истории. Но значение этого события все-таки оставалось в тени. В тени более близких нам событий — Отечественной войны 1812 года, разумеется, Великой Отечественной войны. А ведь дата эта крайне важная. Если бы не народное ополчение, если бы не усилия Минина и Пожарского и тысяч наших предков, Россия как единое государство не существовала бы. Для того времени произошедшие события носили характер, значение, наверное, не меньшее, чем для нас, последующих поколений, поколений 20-21 века носят Великая Отечественная война и победа советского народа в Великой Отечественной войне. Это очень значимое событие. Напомню, что с предложением отмечать и праздновать этот день к нам обратился Межрелигиозный совет, который объединяет все традиционные религии нашей страны. И после определенных споров, после того, примут или не примут этот праздник, будет он поддерживаться народом или не будет, в конце концов Государственная Дума проголосовала. И вот уже восьмой раз мы отмечаем его. Прервемся на небольшую паузу и продолжим наш разговор.

А.ИСАЕВ: Еще раз добрый вечер. У микрофона Андрей Исаев. Мы говорим о праздниках в Российской Федерации. В начале нашей программы мы говорили об очень важном государственном празднике, который будем отмечать завтра — День народного единства. Я хочу сказать, что это действительно был день народного единства. Еще раз подчеркну, что в ополчении, которое освободило Москву и положило начало преодолению Смутного времени, сохранению России как сильного, значимого государства в мире, в этом ополчении участвовали представители различных национальностей, различных религий, которые традиционно жили на российских землях, продолжают жить. Поэтому это общий праздник, общая победа, защита общего дома, который называется Россия. Ну, тогда же, принимая поправки в Трудовой кодекс, обсуждая их, мы, в частности, внесли изменения еще очень важные. Впервые были введены так называемые новогодние каникулы. Напомню, что новогодние каникулы формально захватывали всего пять дней. Но в связи с тем, что в нашем Трудовом кодексе действует очень важное правило — правил переноса, то есть когда совпадают нерабочий, праздничный день с выходным днем, то в этом случае выходной переносится на следующий. Мы понимаем, что мы берем пять дней новогодних каникул, добавляем еще один день Рождества Христова, и с той и с другой стороны мы получаем по два выходных — суббота и воскресенье. Таким образом, у нас всегда получались десятидневные каникулы. Часть общества была этим недовольна и говорила, что лучше бы такие большие каникулы сделали в мае, когда многие работают на своих дачных участках. Часть общества, это в первую очередь те, кто живет в северных регионах, где в мае ничего, собственно, на дачных участках ничего особенно и не сделаешь, а также родители детей-школьников, наоборот, настаивали на сохранении зимних каникул. Потому что хорошо, когда дети находятся под присмотром родителей, хорошо, когда вся семья вместе. Значительная часть врачей-специалистов в области охраны труда говорили о том, зимние каникулы надо сохранить, поскольку человеку любому показано отдыхать два раза в год. Большинство отпусков приходится на летнее время. И как раз зимние каникулы — это тот период, когда накапливается усталость и когда отдохнуть можно и нужно. Эти споры продолжались. И видимо, удалось найти некое решение, которое было принято в прошлом году, накануне очередных майских праздников. В соответствии с этим решением у нас сейчас каникулы будут с 1 по 8 января включительно. Но вот правило переноса в данном случае не будет действовать. 8 января как бы заканчиваются эти каникулы, на следующий день после Рождества Христова еще один день мы отдыхаем, потом выходим на работу. А два высвободившихся дня государство, правительство приобретает право ежегодно присоединять к какому-то другому нерабочему праздничному дню. Имелись в виду, конечно, в первую очередь майские праздники. И имелось в виду в первую очередь то, что в зависимости от того, 1 или 9 мая будет примыкать к выходным, туда будут отнесены эти два нерабочих праздничных дня. Надо сказать, что правительство проявило в этом году чудеса изобретательности. В результате мы получаем полноценные и зимние, и весенние майские каникулы. Каким образом будем обстоять ситуация: мы гуляем в январе месяце, начиная с 30-го числа, декабря, воскресенье. Мы гуляем с 1 по 8 января, потом в дальнейшем эти праздничные дни — суббота 5 января переносится на четверг 2 мая, воскресенье 6 января переносится на пятницу 3 мая. Кроме всего прочего, у нас в феврале месяце 23 февраля примыкает, является субботой, и поэтому 25-е тоже может нерабочим праздничным днем. Этот нерабочий праздничный день, выходной день, 25 февраля, правительство также предлагает отнести к пятнице 10 мая. В результате в мае у нас получаются нерабочими 1, 2, 3, 4, 5-е, 9, 10, 11 и 12-е. Мы получаем как бы полноценные зимние каникулы и в то же время мы получаем как бы два раза каникулы в мае. Я думаю, что большинство работодателей пойдут навстречу своим работникам и вот эту паузу, существующую между каникулами либо через коллективные договоры, либо через индивидуальные договоренности с работниками также заполнят. Я думаю, что достаточно хорошее решение. Всего же, напомню, в нашей стране на сегодняшний день 14 нерабочих праздничных дней. Это, как мы уже говорили, с 1 по 8 января, новогодние каникулы. 7 января — Рождество Христово. 23 февраля — День защитника Отечества. 8 марта — Международный женский день. 1 мая — Праздник весны и труда. 9 мая — наверное, самый бесспорный и поддерживаемый всеми праздник — День Победы. 12 июня — День России. И последний в году праздник 4 ноября — День народного единства. Тем не менее, могу сказать, так исторически сложилось, что вопрос о нерабочих праздничных днях рассматривается в нашем комитете, поскольку это вопрос, регулируемый Трудовым законодательством. Тем не менее, споры не утихают. И большинство депутатов, особенно новые депутаты, считают своим долгом отметиться в данном случае на ниве законотворчества. Мы ежегодно получаем по несколько законопроектов, направленных на то, чтобы какие-то праздники отменить, какие-то праздники ввести. Кроме нерабочих праздничных дней у нас есть еще и памятные даты и дни воинской славы. Они регулируются отдельным законом. Очень много важных, знаменательных, серьезных для нас дат, которые касаются и воинской славы России, которые касаются тех или иных категорий. Например, 25 января — Татьянин день, День студентов. Это официальная памятная дата. Или День знаний. Или такая печальная, но значимая для нас всех дата 7 сентября — День солидарности с жертвами терроризма, в память о событиях, произошедших в Беслане. Принимая решение о новом графике нерабочих праздничных дней, Государственная Дума два бывших праздника, которые были нерабочими, перенесла в разряд памятных дат. Это 7 ноября — годовщина Октябрьской революции. Она, кстати, совпадает с еще одной важной памятной датой — это годовщина парада на Красной площади 1941 года. И вторая дата — 12 декабря, это День Конституции. По этому поводу тоже споры не утихают. Еще раз отмечу, что эти дни отмечаются в российском государстве, они не забыты, они остаются памятной датой. Но они не являются нерабочими праздничными днями. Таким образом, система определенная сложилась. Я думаю, что в ближайшее время, наверное, серьезных изменений она не претерпит. А что думаете и о предстоящем празднике, и вообще о праздничных днях в нашей стране — много их или мало, правильные они или неправильные, правильное или неправильное решение принято по зимним каникулам и по возможности расширить праздники в мае — вы, наши уважаемые слушатели. Напоминаю, что вашу позицию вы можете высказать, либо направив нам SMS-сообщение по телефону +7-925-101-107-0. Или направив непосредственно на сайт rusnovosti.ru. Либо вы можете позвонить по телефону 788-107-0. Сейчас мы подключим телефон прямого эфира. Но перед этим я хотел бы предложить вам, уважаемые коллеги, проголосовать. Те из вас, кто рад тому, что 4 ноября — это нерабочий праздничный день, кто готов его отмечать как День народного единства, тех я прошу позвонить по телефону 916-55-81. Те, кто не поддерживает этот праздник, ему не рад, — 916-55-82. Итак, те, кто рад празднику День народного единства — 916-55-81. Те, кто не поддерживает этот праздник — 916-55-82. Сейчас прервемся на небольшую паузу, а потом продолжим уже в режиме диалога.

А.ИСАЕВ: Еще раз добрый вечер. У микрофона Андрей Исаев. Мы обсуждаем тему праздников в Российской Федерации. И предстоящий День народного единства, и вообще праздники как таковые. Напоминаю, что мы включили режим голосования. Те, кто рад празднику Дню народного единства, те, кто его празднует, готов его праздновать — 916-55-81. Те, кто считает, что этот праздник введен напрасно, не готов праздновать его — 916-55-82. Давайте послушаем вашу точку зрения. 788-107-0. Пожалуйста.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. У меня к господину Исаеву вопрос есть. Конечно, что там творилось в 1600 каком-то году, как у нас говорит юрист, у нас документов нет, мы ничего не знаем. Объясните, пожалуйста, что за последние 20 лет у нас творится в России? Меня зовут Николай.

А.ИСАЕВ: Николай, хорошо, я услышал ваш вопрос. По поводу того, что никто не знает, что происходило в 1612 году. Вы в данном случае заблуждаетесь. Существует такая наука, она называется история, которая достаточно подробно изучила огромное количество документов, свидетельств, которые существуют, самых разных. И которые, в принципе, дают нам достаточно полную картину происходившего в 1612 году. Это уже, прошу прощения, не каменный век. Это период, когда развита письменность, когда существует достаточно много грамотных людей, письменных источников. Существует устная народная традиция. Остались материальные вещи, документы. Вещи, принадлежавшие участникам этих событий. Поскольку в этих событиях активно участвовала церковь, напомню, что патриарх Филарет (Федор Романов) получил свой сан из рук тушинского вора, но в дальнейшем был признан реальным патриархом и лидером нации, он фактически правил вместе со своим сыном, основателем династии Романовых Михаилом Романовым. Церковная история очень много сохранила воспоминаний о событиях 1612 года. Таким образом, говорить о том, что это что-то выдуманное, это вы, Николай, сильно преувеличиваете. Что касается последних 20 лет, то последние 20 лет наша страна переживает крайне сложно. В результате, наверное, предыдущего развития — предыдущего развития — она вступила в глубокий, жестокий кризис 80-х годов. Этот кризис закончился тем, что Советский Союз, наша с вами общая родина, распался. Я не знаю ни одного народа, который в результате распада государства, гибели государства, при этом бы выиграл. Чтобы вот государство погибло, а пенсионеры стали получать более высокую пенсию, заводы заработали с новой силой и так далее, тому подобное. Как правило, распад государства сопровождается серьезным распадом общества, упадком в экономике. И во многом то, что происходило в 90-е годы, наверное, напомнило Смутное время. И, наверное, поэтому, когда в 2000 году мы начали это преодолевать, мы прекратили войну друг с другом, между собой, мы прекратили ситуацию, когда страна находилась на грани территориального распада. Наверное, неслучайно именно в этот период вспомнили о событиях 1612 года, о преодолении Смутного времени. И именно в этот период потребовалось вспомнить и о празднике. Празднике, связанном с осознанием того, что народ, наш российский народ, благодаря своему единству, преодолел, казалось бы, ну, безвыходную ситуацию, отошел от пропасти. Вы со мной согласны, Николай, нет? Вы уже сорвались. Хорошо, послушаем других наших радиослушателей. Пожалуйста.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Олег. Конечно, это большой праздник, великий. Когда Гермоген, святейший патриарх, поднял весь народ на борьбу с иноземцами и за свою веру православную. Потом была вторая Смута, это 17-го года, величайшая Смута, когда Николай Второй сказал: эта Смута страшнее, чем Смута 1612 года. И он взошел на Голгофу, уничтожили всю царскую семью, монархию уничтожили, самый страшный грех. Сталин прервал эту деспотическую власть, которая пришла с помощью американских и европейских банкиров, эта мерзость. Сталин спас народ от полного уничтожения. И сейчас идет третья Смута. Вот кто сейчас будет спасать? Я не знаю, очень трудно…

А.ИСАЕВ: Олег, а вот вы лично готовы участвовать в спасении, как вы считаете, от смуты, России. И что, с вашей точки зрения, является смутой, и каким образом ее можно было бы преодолеть?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Смута? Когда весь народ поймет, в какой он находится деградации, в какой яме находится, когда утеряна вера. Тогда была уничтожена монархия, это самый страшный грех. Но Сталин пресек это, и он был царем, он был государственник. Он не был коммунистом, Сталин, он сохранял государство, только секулярное, светское государство. Но мы не удержали, то, что веры не было, вера ушла из народа. И потом было очень тяжело советскому народу удержать, была идеология мощная сталинская, великая идеология. Но она была без веры. И она рухнула через 70 лет.

А.ИСАЕВ: Олег, для вас 4 ноября является государственным праздником?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Да, это очень большой праздник, великий. И так же, как победа Сталина над этой мерзостью, которая пришла в 1917 году, убившая всю царскую семью, и даже наследника его. Русский народ не помнил о царе, о всем прекрасном, что было. Он святой.

А.ИСАЕВ: Олег, ваша точка зрения понятна. Я думаю, что ее разделяет определенная часть наших слушателей. Какие-то не разделяют. Но поскольку для вас 4 ноября, как для меня, как для многих наших слушателей, это праздник, я вас поздравляю с наступающим праздником. Давайте послушаем еще звонки. Пожалуйста.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. А вы единоросс?

А.ИСАЕВ: Да, я единоросс.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я считаю, что эта третья смута — так это как раз партия Владимира Владимировича Путина, которая состоит из людей этого «Озера». Снести ее, и тогда можно праздновать действительно праздник.

А.ИСАЕВ: Как вас зовут?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Александр.

А.ИСАЕВ: Александр, а вот под озером вы что имеете в виду?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Всю эту питерскую шайку, которая раздербанила всю страну.

А.ИСАЕВ: Вы, по всей видимости, имеете в виду кооператив «Озеро», да?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Так точно.

А.ИСАЕВ: Знаете, в партии «Единая Россия» вообще состоят два миллиона человек. У «Озера» не было такого количества человек.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Про этих людей не говорите мне, пожалуйста. Это примерно так же, как пионеры, которых назначали. И вы это прекрасно знаете.

А.ИСАЕВ: Вы считаете, что вы человек умный и самостоятельный. Который самостоятельно вырабатывает позицию. А два миллиона других людей – они не умные, не самостоятельные, болванчики, потому что занимают позицию, которая вам не нравится, я правильно понял?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Это позиция стада, которую навязывали школьникам.

А.ИСАЕВ: Александр, вы великий человек и великий зоотехник, называющий людей стадом. Давайте прервемся на небольшую паузу, потом продолжим.

А.ИСАЕВ: Еще раз добрый вечер. У микрофона Андрей Исаев. Мы бурно достаточно начали обсуждать тему предстоящего праздника и празднеств, которые происходят. Позвонивший слушатель достаточно резко высказался в отношении партии, к которой я принадлежу. Наверное, у нее есть политические оппоненты, мы это прекрасно знаем. Они имеют абсолютное право на то, чтобы высказывать свою точку зрения, свое несогласие с этой политикой. Но я хотел бы к одному призвать. Я хотел бы призвать относиться с уважением к другим людям. Я с уважением отношусь к позиции, которой придерживаетесь вы. А вы относитесь с уважением, если не ко мне, допустим, то к моим коллегам, среди которых немало достойных людей, таких как Ирина Роднина, Анатолий Карпов, Владислав Третьяк, и многие люди, которыми гордится по праву наша страна, и которые являются членами партии «Единая Россия». Это достаточно самостоятельные люди, которые, поверьте, не нуждаются в том, чтобы им кто-то указывали и приказывал. Они очень самодостаточные, и они уже вошли в истории. Выбор, который они делают, точно так же, как, например, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, наши знаменитые космонавты, также члены партии «Единая Россия», они сделали вполне осознанно. Не потому, что им что-то надо от этой жизни, они имеют все, что хотели иметь, они достигли вершин славы. А потому, что это соответствует их взглядам. Учитесь уважать не только свои взгляды, но и взгляды ваших оппонентов. Это, безусловно, необходимо. Много SMS-сообщений приходит, мы просто ими завалены. Многие вступили в спор с позицией, которую высказал Олег. Он сказал, что очень хорошо относится ко Дню народного единства, считает настоящим праздником, но высказался в поддержку Сталина. Здесь много критических высказываний, некоторые говорят справедливо, что все-таки Великую Отечественную войну выиграл не Сталин, а народ. Это действительно так. Сталин был верховным главнокомандующим, это тоже исторический факт, и сыграл существенную роль в победе в Великой Отечественной войне, но в первую очередь, свои жертвы принес наш народ. И именно его кровью оплачена свобода человечества от фашизма. Это бесспорно и безоговорочно. Неслучайно, когда мы с вами начинали разговор, я сказал, что 9 мая — это праздник, на который никто не будет покушаться. Задается вопрос также, почему не празднуется у нас в качестве государственного праздника Пасха? Я хочу напомнить, что у нас страна преимущественно христианская. Но у нас страна не только христианская. Да, безусловно, большинство принадлежит к христианству, в частности, к Русской православной церкви, я сам человек православный. Но в нашей стране живут миллионы мусульман, представители других традиционных религий и иных религий. У нас отмечается в качестве государственного праздника Рождество Христово. Что касается Пасхи, то она в соответствии с христианской традицией всегда приходится на воскресенье, и поэтому делать ее нерабочим праздничным днем специально необходимости нет. Задают вопрос, почему День Конституции перестал быть государственным праздником. На самом деле, по своему смыслу, два праздника — 12 июня, это День России, и 12 декабря, они практически достаточно близки. Это день, когда мы осознаем российскую государственность, выступаем в поддержку российской государственности. И законодатели, обсуждая этот вопрос, решили все-таки оставить один день — 12 июня, День России, который уже, надо сказать, отмечается во всем мире. В этот день, например, во всех посольствах России проходят торжественные приемы, мероприятия. Как правило, общества дружбы с Россией во всем мире проводят в эти дни выставки, открытые мероприятия, связанные с пропагандой России. И поскольку этот день уже продвигает нас на международной арене, он остался у нас в России как государственный праздник, нерабочий праздничный день. Что касается Конституции, то мы все относимся к ней с глубоким уважением. В 2013 году будем отмечать ее 20-летие. Сегодня это памятная дата. Хочу напомнить, что у нас идет голосование. Те из вас, кто рад тому, что завтра, 4 ноября, мы будем праздновать государственный праздник — День народного единства — 916-55-81. Те из вас, кто не поддерживает этого государственного праздника, те, кто считает, что нечего в данном случае праздновать, — 916—55-82. Голосование идет. Давайте послушаем ваши звонки. Пожалуйста, слушаю вас.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Юрий Владимирович. Я тоже поддерживаю этот праздник. Я считаю, что это действительно русский праздник, и всех народов, которые участвовали в той освободительной войне. Но хотелось бы свое видение дальнейшее России. Мне кажется, что самосознание русского народа, видно, приведет к его самоопределению. К сожалению, вся периферия и многие малые народы уже самоопределились в этом направлении. А русским не разрешают сейчас это сделать. Такая формула. Но мне кажется, что если произойдет это все-таки, видно, придется призвать на Россию царя, скорее всего. И тогда под флаги царской России уже возможно будет объединение других народов.

А.ИСАЕВ: Юрий Владимирович, а кто, с вашей точки зрения, не разрешает русским самоопределиться?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я считаю, что идет такая некая борьба национальных меньшинств за влияние в России, и естественно, русских элит. Типа, я могу сказать, что я армянин, а то, что ты русский, ты сказать этого не можешь. Это видно, это просматривается во всех средствах массовой информации.

А.ИСАЕВ: Юрий Владимирович, вы звоните на радиостанцию, которая называется «Русская служба новостей». Так что говорить, что здесь нельзя говорить, что ты русский, наверное, преувеличение, да?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здесь я с вами согласен. Но все-таки борьба существует, даже на РСН. Приглашаются люди, безусловно, они отстаивают свою точку зрения, точку зрения национального меньшинства, как они видят Россию. А как видят Россию русские, как-то не очень всем хочется слышать. А русским хочется именно вот так, может быть, видеть.

А.ИСАЕВ: Юрий Владимирович, вы сказали важную точку зрения. Я вас поздравляю с наступающим праздником. И обязательно выскажу свою ответную позицию после того, как мы прервемся на небольшую рекламу.

А.ИСАЕВ: Еще раз добрый вечер. У микрофона Андрей Исаев. Бурно мы обсуждаем и достаточно интересно тему праздников. День народного единства заставляет нас обратиться к судьбам России, историческим судьбам, к перспективе, будущему. И острое идет обсуждение. Юрий Владимирович, который позвонил перед рекламной паузой, высказал позицию, которую принято в средствах массовой информации называть националистической. Я сразу хочу сказать, что я патриот России, я русский, я православный. Но я не националист, я консерватор. С другой стороны, наверное, скажу, может быть, в первый раз то, чего не говорил раньше. Я считаю, что такие националистические позиции, которые заявляются и достаточно часто, они ведь не на пустом месте возникли. Безусловно, существовала ситуация, которая сложилась в 20 веке, когда вдруг почему-то оказалось быть русским не очень прилично. Я хочу просто напомнить, поскольку у нас существовало государство, построенное на принципах интернационализма, то в течение некоторого времени считалось, что большая нация не должна слишком доминировать, она должна поддерживать другие национальности, живущие в нашей стране. И как мне кажется, палку пережали. Мы помним, что все республики имели свои центральные комитеты, свои коммунистические партии, в Российской Федерации такой партии не было. Ее возникновение фактически ознаменовало распад КПСС. Был период, когда писателей-почвенников, которые писали на тему русской деревни, на тему исторической судьбы русского народа, очень сильно подозревали в национализме, они находились под серьезным идеологическим давлением. Наконец, 90-е годы, когда коммунистов сменили либералы, то то же самое – они больше всего боялись призрака, вот красно-коричневые, помните, такой термин был запущен, о том, что якобы коммунисты могут срастись с ультранационалистами, фашистами, и в результате этого погибнет демократия. Поэтому был период, когда просто сказать «я русский», считалось практически неприличным, это чуть ли не выпад против других национальностей. Мне кажется, что сейчас мы от этого отошли, что сейчас нет такой проблемы. На сегодняшний день есть и «Русская служба новостей», и «Русское радио», и проходят дни русской политической культуры. Кстати, я в свое время написал брошюру, с ней могут согласиться, могут не согласиться, что «Единая Россия» является партией русской политической традиции, не российской, а именно русской политической традиции. И вот в этой связи иногда звучащие заявления о том, что нам якобы мешают национальные меньшинства или много нерусских, которые рвутся на те или иные передние места, мне они кажутся унижающими, на самом деле, русский народ даже в большей степени, чем другие народы, живущие в нашей стране. Я просто хочу напомнить, что исторически Россией в течение долгого времени правили люди, которые по крови русскими не были. Например, одной из величайших цариц, которая присоединила к России огромные территории, которая завоевала огромное влияние во всем мире и при которой страна начала развиваться, была абсолютной немкой — Екатерина Вторая. Она по-русски писала с ошибками грамматическими и говорила с немецким акцентом. Это не помешало ей проводить абсолютно прорусскую политику. По крови нерусскими были практически все Романовы. Начиная со времени, когда Елизавета Петровна, полунемка, в дальнейшем начала передавать престол от Петра Третьего и так далее. Это не мешало им проводить прорусскую политику. Более того, очень часто люди, представляющие другие национальности, но тем не менее, вписавшиеся, что называется, в российскую власть, занимали позицию еще более прорусскую, чем, предположим, представители русской национальности. Так было, например, у большевиков во время спора об автономизации или построении союзного государства. Я просто хочу напомнить, что там абсолютно прорусскую позицию заняли Орджоникидзе и Дзержинский. Один грузин, другой поляк. Поэтому в этом смысле, мне кажется, что говорить о том, что России исходит угроза от определенных сил внутри нас, от представителей других национальностей тем более, это, на мой взгляд, абсолютно неверно, и русский народ, как мне кажется, унижает. Существует ли давление на Россию и на русский народ как на государствообразующий народ наряду с другими народами, живущими в нашей стране, извне? Да, безусловно, существует. С этим я согласен. Оно существует просто потому, что определенные политические круги, в первую очередь в Соединенных Штатах Америки и Великобритании, вопреки мнению наших либералов, которые искренне считали, что те борются с Советским Союзом, с коммунизмом, с мировым злом, на самом деле, ориентированы на борьбу с Россией. Они боролись с Российской империей, потом боролись с социалистической Россией. Но точно так же сейчас активно работают на ослабление России современной. Это мы должны понимать. С другой стороны, представители этих кругов, они в данном случае исходят из того, что они расчищают пространство для своих народов. И в данном случае, если мы проигрываем, то пенять нам нужно в первую очередь на себя. Мне кажется, что главные враги русского народа коренятся в нашем с вами характере. Я по себе в данном случае тоже сужу. Те черты характера, которые нам самим известны. Мы можем взяться и, что называется, очень многое сделать. Но вот раскачиваться будем долго. Долго будем запрягать. Нам не хватает иногда терпения довести начатое дело до конца, это тоже наша национальная проблема. Мы очень доверчивые и очень увлекаемся определенными новомодными идеями. Это тоже наша национальная черта, которая зачастую нам мешает. Но, мне кажется, если мы будем обращаться чаще к нашей истории, размышлять над нашей историей, знать ее, не так, как один из наших слушателей, который заявил о том, что то, что происходило в 1612 году, никому неизвестно. Хочу сказать, что если мы будем лучше знать нашу историю, то, наверное, определенных ошибок, которые совершили наши предки, мы сможем избежать в будущем. Как сказал Пушкин устами Бориса Годунова: «Ученье сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Давайте примем еще один звонок. Слушаю вас.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Петр, я из Москвы. Жена Петра Первого была Марта Скавронская, она не была немкой, она была из Латвии.

А.ИСАЕВ: Я говорил о Екатерине Второй. Екатерина Вторая была немка стопроцентная.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Елизавета Петровна…

А.ИСАЕВ: Да, Елизавета Петровна была дочерью Марты и Петра.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Ладно, насчет праздника я могу сказать следующее. Праздник хороший. Но зачем его сделали выходным днем, я не понимаю? И второе. Все-таки нашу Россию — православную – не православную, советскую – антисоветскую — сохранили, собрали воедино именно большевики. Ведь распалась она до большевиков, уже в апреле 1917 года. Украина заявила о создании своей рады, она потом первая подписала Брест-Литовский мир, уже потом большевики с Троцким подписали этот самый мир. Уже немцы оккупировали Украины и австрийцы Крым, уже началась эта война за восстановление этого государства, правда, на советских началах. Да, действительно, когда к Ленину приезжали эстонцы, он немедленно созывал заседания и выносил им бумагу, что он признает Эстонскую советскую республику, так же было по отношению к другим.

А.ИСАЕВ: Финляндию.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Финляндия отпала сама по себе.

А.ИСАЕВ: Это декрет Ленина.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Кто к нему приходил, короче говоря, может быть, и финны приходили, не знаю, тем он говорил: да, мы создадим всемирную республику труда, давайте советская власть и будем дружить навек. Только нам передали Советский Союз в границах с его проблемами, но, к сожалению, великороссы, именно Россия, те люди, которые называют себя православными, они потянулись своими жадными руками к деньгам, нефти, газу, они предали эту страну, Советский Союз, они сыграли на националистических, в том числе на великорусских шовинистических вот этих нотах. О чем и звучат наши голоса. Вот перед вами была передача, где был армянин и башкир. И башкир уже трясется, что узнают, что он нерусский. Это ведущий «Русская служба новостей». Он боится за свою жизнь. Кеосаян Тигран его успокаивает. Вот для этого мы приехали вместе с «Единой Россией». Почему этот день должны делать выходным, и при этом убрали 7 ноября, чтобы его замазать, размазать, уничтожить нашу великую историю, вот этого я не понимаю. Спасибо.

А.ИСАЕВ: Спасибо за вашу точку зрения. Я постараюсь на нее ответить. Что касается 7 ноября. Я могу сказать, на мой взгляд, есть два мотива, по которым 4 ноября все-таки предпочтительнее, чем 7-е. Первый мотив, если мы взглянем на праздничный календарь, то обнаружим, что каких-то событий до октября 1917 года, которые были бы отражены в этом календаре и которые попали бы в этот календарь, мы обнаружим только два — это Новый год и Рождество Христово. Но ведь наша страна родилась не в 1917 году, она существует тысячелетия. Неужели ни одна дата до Октябрьской революции, ни одна дата, не достойна того, чтобы стать национальным праздником? Второй момент, мне кажется, что нерабочим праздничным днем, то есть праздником, который должны все праздновать, может быть только дата, которая является бесспорной. У нас есть немало людей, которые разделяют точку зрения только что позвонившего слушателя. И для которых 7 ноября — годовщина Октябрьской революции — это бесспорные праздник. Но у нас есть миллионы людей, которые эту точку зрения не разделяют. Для которых 7 ноября — это начало противостояния, это начало гражданской войны, это приход к власти однопартийного режима, который репрессировал в дальнейшем целые социальные слои, целые народы. Для потомков репрессированных, для потомков тех, кто пострадал в результате этого, 7 ноября праздником не является. И поэтому не может быть объединяющим началом, не может быть общегосударственным праздником. Это важная дата, эту дату надо помнить как тем, кто празднует 7 ноября, так и тем, кто 7 ноября праздновать не хочет. Именно поэтому 7 ноября осталось в списке памятных дат России, и зафиксировано соответствующим образом в законе. Но быть единым, объединяющим праздником это не может. У нас есть ассоциации, которые объединяют жертв политических репрессий. Они приходили к нам, когда мы обсуждали этот вопрос, и говорили: а что нам праздновать 7 ноября? Вы объявляете это государственным праздником. Что государство будет в этот момент праздновать? Начало гражданской войны? Начало противостояния? Наверное, это вряд ли может служить основой для праздника. В этом есть свои соображения. Хотя, я еще раз повторю, относиться одноцветно к истории, которая происходила, нельзя. Да, большевики, и Ленин в том числе, способствовали воссозданию России в ее прежних границах, хотя до этого подписывали Брестский мир. И нужно различать между собой то, что они делали как государственники, когда они начали создавать государство, в этом мы не можем не видеть определенные положительные события, и то, что соответствовало их идеологии, выраженной в свое время Владимиром Маяковским, который написал: «Чтобы в мире без россий и латвий жить единым человечьим общежитием». Они воссоздавали Советский Союз, они воссоздали. Но их целью был Союз Советских Социалистических Республик не в границах Российской империи, а Всемирный Советский Союз, присоединение к коммунистическому лагерю других стран. Конечно, если была возможность присоединить страны ближние, которые входили в Российскую империю, они этой возможностью воспользовались. Впрочем, это очень серьезная тема, и я думаю, что в ближайшее время приглашу в эфир представителей Коммунистической партии для того, чтобы мы смогли и исторические, и текущие политические вопросы с ними обсудить. Сейчас я хочу подвести итог голосования. Приняло участие очень много людей в голосовании, было очень много звонков, за что я благодарен. За то, что это праздник, высказались 21,9 процента. 21,9 процента сказали, что 4 ноября для них праздник. 78,1 процента сказали, что праздником это не является. Ну, что ж, любой праздник становится праздником только после того, как он станет традицией. Вначале, первый год, я помню, праздновали 4 ноября, цифры были еще хуже. Сейчас все больше и больше осознают это как праздник. Я надеюсь, что так будет и впредь. И тех, кто считает это праздником, и тех, кто не считает, и всех наших слушателей я, тем не менее, поздравляю с наступающим Днем народного единства. Мы один народ, мы все преодолеем, и мы будем жить хорошо.