Исаев Андрей Константинович

Опрос

В условиях экономического кризиса государство должно
максимально экономить деньги, сворачивая все программы
финансово максимально поддерживать граждан и, соответственно, покупательную способность

Голосовать

Ссылки

3. ЦСКП

Публикации в СМИ

24-04-2012

"Атака Исаева" 13 выпуск

А.ИСАЕВ: Да уж, сегодня мы пойдем в прорыв и создадим опасные моменты. Меня зовут Андрей Исаев. Я председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы, фракция «Единая Россия». Сегодня вместе со мной в студии автор замечательных, на мой взгляд, книг по истории России, очень таких острых, остроумных, современных, доктор исторических наук, профессор МГИМО и член генсовета партии «Единая Россия» Владимир Ростиславович Мединский. Добрый вечер. Мы, еще раз предупреждаю, как всегда предупреждаю в начале своей программы, что мы не журналисты, задача которых найти некую объективную точку зрения и золотую середину. Мы люди, имеющие вполне определенную позицию, вполне субъективную, которую сегодня мы вам будем высказывать. Но у вас есть право высказать свою точку зрения, которая может быть согласна или не согласна с нами. Для этого у вас есть множество возможностей. Например, вы можете отправить SMS +7-925-101-107-0. Вы можете отправить сообщение на сайт «Русновости.ру». Через некоторое время мы подключим телефон прямого эфира. Вы можете звонить: 788-107-0. Вначале хотелось бы обозначить тему. Сегодня 21 апреля, завтра 22-е. Очередная годовщина всем нам хорошо известного Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Как всегда перед очередным днем рождения Ленина, в обществе возник вопрос, опять развернулась дискуссия, связанная с тем, стоит захоронить Ленина или стоит оставить Мавзолей Ленина в его нынешнем состоянии вместе с хранящимся там телом Ленина. Могу сказать, что фонд «Общественное мнение» провел достаточно репрезентативный опрос 15 апреля. По данным ФОМ, 56 процентов граждан высказались за то, чтобы тело Ленина было похоронено, 28 процентов против, остальные не определились. Я могу сказать также, что я в своем «Твиттере» анонсировал данную тему. Большинство тех, кто прислал мне сообщения, тоже высказались за захоронение тела Ленина. Но были такие очень жесткие, злые сообщения, которые были направлены против этого решения. И один из таких наиболее острых и часто встречавшихся вопросов – это «что, вам делать больше нечего? В стране полно других проблем». Вот, Володь, хочу задать вопрос. Что, нам действительно нечего больше делать?

В.МЕДИНСКИЙ: В стране действительно полно других проблем, их было много, их будет много. Но это не означает, что когда перед нами стоит огромное количество проблем сложных, мы не можем решить одну проблему простую. Проблема, которая решается 4 часа работы одной бригады с несложными орудиями, типа тяпка, лопата и так далее. Проблема простая: почему у нас в сердце Москвы находятся останки незахороненной мумии одного из руководителей России? Это у нас что? У нас языческое капище? У нас элемент древнего Египта? У нас музей научно-исследовательский или это какой-то идеологический фетиш? Пусть тогда этот фетиш забирают те, кто этой идеологии придерживается.

А.ИСАЕВ: Мощи, например, хранятся в православных церквях.

В.МЕДИНСКИЙ: Да, мощи хранятся в церквях. Может, чучело какой-нибудь собаки может храниться за счет любителей этой собаки. В данном случае Коммунистическая партия, пусть она хранит эту мумию и то, что от нее осталось, если это и нужно. Хотя, на мой взгляд, это кощунственно.

А.ИСАЕВ: Володь, а ведь нам говорят, мы уже многократно эти аргументы слышали, обсуждали. Нам говорят о том, что, вы знает, Ленин похоронен, он находится ниже уровня земли. Те, кто говорит, это гробокопатели, некрофилы, любители порассуждать на тему покойников и так далее.

В.МЕДИНСКИЙ: Некрофилы – это те, кто ходит туда поклоняться, те, кто поклоняются трупам, любят их. Гробокопатели – это те, кто гробы выкапывают. А мы-то пытаемся как раз гроб закопать. На каком там уровне он находится, я не знаю, но даже язычники древнеегипетские налагали страшное проклятье на тех, кто попытается потревожить покой фараонов. Кстати, сбывалось, Андрей, знаешь.

А.ИСАЕВ: Да, да, да. И с Тамерланом известная история, с гробницей.

В.МЕДИНСКИЙ: Да, история с июньским гробокопанием.

А.ИСАЕВ: В 1941 году.

В.МЕДИНСКИЙ: Гробницы Тамерлана в 1941 году. И таких историй много. Наверное, что-то мистическое в этом, безусловно, есть. Мы же предлагаем закопать и забыть об этом. Это простое политическое решение. Наконец-то перестанет общество дискутировать по поводу столь материально незначительной, но значительной именно в духовно-мистическом плане проблемы.

А.ИСАЕВ: Для громадного количества верующих людей, которые живут. Я согласен с этим. Более того, вы знаете, ведь захоронить – это не значит поместить ниже уровня земли или выше, это значит оставить в покое. Отсюда слово «покойник» - «покой». Если человек не пребывает в покое, он выставлен на всеобщее обозрение, это не покой. Если его каждые несколько месяцев выдергивают для неких профилактических работ, это очевидно не покойник.

В.МЕДИНСКИЙ: Надругательство над трупом называется.

А.ИСАЕВ: Да. В данном случае он в покое не оставлен.

В.МЕДИНСКИЙ: И душа его не упокоилась. И те, кто поклоняется Ленину, не могут прийти цветы положить на могилу, потому что могилы нет, с цветами вас туда не пустят.

А.ИСАЕВ: Я хотел бы, чтобы наши слушатели приняли участие в голосовании. Те, кто считает, что Ленин должен быть захоронен – 916-55-81. Те, кто считает, что Ленин не должен быть захоронен, нужно сохранять Мавзолей в нынешнем виде – 916-55-82. Мы обсуждаем тему Ленина. Мы хотели в дальнейшем ее пошире поднять, присутствие в названии наших городов, площадей, улиц, имен революционеров и даже террористов, которые прославились в основном тем, что совершали теракты, насколько это правильно, насколько это хорошо. Я и Владимир придерживаемся той версии, что Ленин должен быть захоронен. Я считаю, что Ленин должен быть несомненно захоронен с государственными почестями.

В.МЕДИНСКИЙ: Был премьер-министром.

А.ИСАЕВ: Да. Он с 1917 по 1924 год занимал пост главы правительства нашей страны. Мы должны также с уважением отнестись к тем, кто уважает его как личность. Таких много в нашей стране. Мы, безусловно, должны учитывать еще одно важное обстоятельство. Конечно, он был в числе тех сил, которые разрушали Россию, Российскую империю. Это, безусловно, так. Эти силы, с моей точки зрения, были активно поддержаны из-за рубежа теми, кто как раз использовал Первую мировую войну для разрушения двух наиболее сильных континентальных империй - Германии и России. Но потом он все-таки обманул эти силы, восстановив фактически Россию в прежних границах, но в новом названии, в новом статусе - Советского Союза. Все эти обстоятельства говорят о том, что он, конечно, должен быть захоронен с государственными почестями. Я считаю, что участие в решении данного вопроса обязательно должна принять широкая общественность, в том числе коммунисты. Они должны сказать. Нужно определить место. Говорят про Волково кладбище. Но у нас реально некрополь начинает складываться уже на Новодевичьем кладбище, если сравнить с некрополями, которые существуют в других странах. Это вполне можно было бы сделать и, наверное, нужно было бы сделать. Давайте послушаем ваше мнение. 788-107-0.

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Добрый вечер. Надо его, конечно, и закопать, и похоронить, предать земле. Тут фишка еще в одном есть. Там столько могил на Красной площади. Понятно, что мы не можем прекратить все эти шоу, парады и все прочее. Всех этих людей, которые похоронены, всех покойников надо похоронить. Вот в Мытищах есть, рядом с Волковским кладбищем выстраивают большое и огромное. Всех туда. А потом уже песни, пляски, катки, радостный Путин. Другое дело, что для этого сила нужна у руководителя. Он не может принять это силовое решение.

А.ИСАЕВ: Мне эта точка зрения кажется абсолютно обоснованной, о том, что нужно договориться, самое важное, принять решение о том, куда будут перенесены прах этих людей. Это разные люди. Там, например, похоронен очень неоднозначно воспринимаемый в нашем обществе Иосиф Сталин, но он тоже был главой правительства и возглавлял нашу армию во время Великой Отечественной войны. Там похоронен Михаил Андреевич Суслов, который был великим инквизитором советского времени. Но там же находится прах Юрия Гагарина, там же находится прах Жукова, замечательных людей, которые, несомненно, пользуются высочайшим уважением в нашем обществе. Я считаю, что если относиться к истории бережно, то все, и гробы, и урны, с моей точки зрения, должны быть перенесены в очень важное, ценное место, которое нужно определить в результате общественного обсуждения. Это может быть уже складывающийся по факту некрополь на Новодевичьем кладбище, где есть могилы и других.

В.МЕДИНСКИЙ: Хрущева, например.

А.ИСАЕВ: Хрущева, Ельцина. Громадное количество ученых похоронено на Новодевичьем кладбище. Либо это, если там не позволяют размеры Новодевичьего кладбища и возможности похорон, может быть какой-то отдельный некрополь. Это наша точка зрения.

В.МЕДИНСКИЙ: Хотел бы добавить. Есть такая либерально-радикальная точка зрения, которая была реализована в Болгарии, например, где был уничтожен Мавзолей Димитрова, или в Монголии, где был просто взорван и стерт Мавзолей Сухэ-Батора и на его месте поставлен, кстати, памятник Чингисхану. Это, вероятно, символ европейского выбора Монголии. Это такая радикальная точка зрения. Я считаю, что Мавзолей, конечно, надо оставить, потому что Мавзолей – это памятник архитектуры, он является частью архитектурного комплекса Красной площади и как музейный объект, где можно было бы организовать музей, например, Октябрьской революции.

А.ИСАЕВ: Музей Красной площади.

В.МЕДИНСКИЙ: Музей Красной площади. Должно быть частью филиала Исторического музея. У нас там в Историческом музее в запасниках десятки тысяч экспонатов интереснейших, которые можно было в качестве сменной экспозиции достаточно выгодно, за дорогие билеты показывать Мавзолей. Это лучше, чем смотреть на останки, непонятно, на что. Мавзолей оставить, Ленина захоронить. Как минимум захоронить его на Красной площади рядом со Сталиным. Но это как бы совсем легкое решение вопроса, не перенося кремлевский некрополь. И некрополь этот тогда открыть для посещения. Он же закрыт для посещения.

А.ИСАЕВ: Да.

В.МЕДИНСКИЙ: Вы зайти туда не можете.

А.ИСАЕВ: В определенные часы, когда работает Мавзолей.

В.МЕДИНСКИЙ: Это вообще делается за ночь без всяких проблем. Оружейный салют, гроб опустили где-то между Сталиным и Андроповым.

А.ИСАЕВ: Рядом со Сталиным Суслов.

В.МЕДИНСКИЙ: Суслов, Андропов, Черненко. Значит, там его и захоронить. Все, тема закрыта. Более глобальный подход – это уже перенос кремлевского некрополя куда-то, если на это будет принято соответствующее решение, потому что это уже дело сложное, дорогое. Для этого нужно общенародный консенсус.

А.ИСАЕВ: Я согласен. Я хотел бы сразу всех наших слушателей предупредить, что, несомненно, наш сегодняшний разговор не является никакой теорией заговоров, никакой подготовкой того, что внезапно случится. Я глубоко убежден, что это будет решение, которое должно быть принято большинством общества, понятно обществу, не обидно ни для кого.

В.МЕДИНСКИЙ: Надо объяснить. Я считаю, что в нынешнем статусе проявляется неуважение, в том числе к памяти коммунистов. Вы можете возложить цветы к могиле Ельцина, но вы не можете возложить цветы к могиле Ленина. Этой возможности коммунисты лишены. Сколько бы ошибок этот человек ни совершил и преступлений, давайте все-таки относиться к нему как к человеку, а не как к вещи.

А.ИСАЕВ: Мне кажется, что для памяти Ленина само состояние, что в результате того, что он сейчас лежит в Мавзолее в виде открытой к доступу мумии, это постоянно обсуждается обществом, это тоже достаточно неприятно.

В.МЕДИНСКИЙ: Душа его явно не упокоилась, коль мы говорили о слове «покой».

А.ИСАЕВ: Давайте послушаем звонки. Алло.

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Добрый вечер. Это Петр Константинович. Я так предлагаю. Ничего никуда не убирать, не выносить, не хоронить, а просто отгородить красивым забором это место и сделать как музей целиком вдоль стены. Как в музей брать какую-то плату.

А.ИСАЕВ: А вот забальзамированное тело, оно останется экспонатом музея или его захоронить?

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Ну почему? Пусть будет как экспонат музея.

В.МЕДИНСКИЙ: Денег стоит.

А.ИСАЕВ: А как вы считаете, не будет ли это в данном случае как бы обидным и оскорбительным, в том числе для сторонников этого человека, поклонников, что его тело после смерти привлечено в музейный экспонат, не захоронено?

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Да нет, по-моему, ничего не будет. Уж столько об этом говорили, переговорили.

А.ИСАЕВ: Вы считаете, что это не обидно, это нормально и так далее?

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Конечно. Многие же не похоронены. И на западе есть.

А.ИСАЕВ: Да, бесспорно, есть забальзамированные, но есть несколько различий. Есть несколько видов тел, которые не захоронены. Это либо тела, таким образом покоящиеся, но если исключить Китай, КНДР, то это тела все-таки не открытые для осмотра. Это первая категория. Они не являются музейным экспонатом. Вторая категория – это мощи религиозных конфессий, которые выставлены в соответствующих храмах, они содержатся на деньги этих религиозных конфессий.

В.МЕДИНСКИЙ: Находятся в закрытых гробах.

А.ИСАЕВ: Находятся в закрытых гробах. Это как бы предмет культового поклонения. В данном случае им поклоняются как священным мощам. Компартия все-таки строилась как атеистическая организация, она вряд ли такой смысл вкладывает.

В.МЕДИНСКИЙ: Интересно было бы проэкспериментировать, какие случаи чудесных исцелений происходят с теми, кто прикоснется к стене Мавзолея, поближе к стеклянной крышке. Может быть, придать статус мощей.

А.ИСАЕВ: Но тогда нужно, чтобы возникла соответствующая религиозная организация или Компартия РФ так себя перерегистрировала и позиционировала. Есть, конечно, музейные экспонаты, например, в Британском музее есть знаменитый Рыжий, который был найден. Но это тело вообще неизвестного человека, умершего тысячи лет назад. Оно сохранилось, оно выставлено в музее. Оно не имеет адресата, это неизвестное тело. А вот аналогии с нами, именно выставленное тело вождя, которое осматривается – это Китай и Северная Корея.

В.МЕДИНСКИЙ: Больше аналогий нет.

А.ИСАЕВ: Мы хотелиназвать очень интересные цифры, во сколько обходится содержание Мавзолея.

В.МЕДИНСКИЙ: Там цифра плавает. Мы должны понимать, что это примерно один отремонтированный детский садик в год.

А.ИСАЕВ: Я хотел бы еще обратить внимание, дело в том, что сохранение тела Ленина – непростое дело, оно требует постоянной научной работы. На самом деле, в организации, которая занимается этим, содержатся несколько тел, над которыми ставят соответствующие эксперименты, в том числе есть такой дедушка, который очень на него похож, примерно его возраста, который был найден мертвым в электричке. Он является основным дублером. В отношении него ставятся эксперименты, направленные на дальнейшее сохранение этого тела. Могу сказать, что ни этот дедушка, ни его родственники согласия на подобного рода действия в отношении его тела не давали.

В.МЕДИНСКИЙ: Тут еще важно сказать, что все родственники Ленина на момент его смерти, и супруга, и дальние родственники, они все были категорически за захоронение, но политбюро сказало, что тело вождя после смерти не принадлежит семье, оно даже не принадлежит ему самому, оно принадлежит партии.

А.ИСАЕВ: Если строго говорить, то само постановление о создании Мавзолея выглядит следующим образом. Поскольку делегации трудящихся, которые едут в Москву, хотят проститься, они не успевают этот сделать, разруха нам, железные дороги, с Дальнего Востока люди ехали очень долго. Для того, чтобы создать условия и возможность, чтобы проститься, тело будет забальзамировано. Я могу сказать, что в 2014 году исполнится 90 лет, как мы прощаемся с телом.

В.МЕДИНСКИЙ: Все никак не простимся со своим вчерашним днем.

А.ИСАЕВ: Давайте послушаем еще звонки. Пожалуйста.

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Добрый вечер. Я за то, чтобы его захоронили. Но, вы знаете, по поводу Мавзолея. Это же как капище, понимаете, его нельзя ни в коем случае оставлять как музей. Его надо сравнять с землей. А потом, почему Ленин должен лежать рядом со Сталиным? Его отдельно надо захоронить и посоветоваться с патриархом Кириллом, где это все будет. Андрей, вам интересно пророчество о том, когда вынесут труп из Мавзолея, что будет с Россией?

А.ИСАЕВ: Мне неизвестно.

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Святая монахиня (?), это Киево-Печерская лавра, сейчас ее прославили, сказала, что война начнется на Петра и Павла, это 2 ноября, как новомученики. Будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, но никто не возьмется их хоронить. Горы, холмы распадутся, сравняются с землей. Люди будут перебегать с места на место, будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за веру православную. Война начнется на 2 ноября, Петра и Павла, будете лежать – там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп из Мавзолея.

А.ИСАЕВ: Хотелось бы верить, что это только предостережение, которое существует. Человеку ведь дана свобода действий, в том числе и нашему народу дана свобода действий, что мы избежим проблем, которые описаны в этом пророчестве. Тем не менее предлагаю вернуться к основной теме. Мы услышали версию.

В.МЕДИНСКИЙ: Я слышал много пророчеств обратных, что Россия никогда не избавится от своего прошлого и не начнет новую жизнь по возрождению державы до тех пор, пока не захоронит мумию.

А.ИСАЕВ: Это же ведь элементарные вещи. У нас есть дети. Маленьким детям трудно объяснить, что такое Мавзолей, почему он лежит там и не захоронен, кто он такой, он принес пользу Россию или вред. Это всегда очень сложный вопрос для объяснений. Всегда, мне кажется, что невозможно объяснить это в простых и ясных выражениях.

В.МЕДИНСКИЙ: Мы все время срываемся в эмоции.

А.ИСАЕВ: И это уже само по себе травмирует наших детей, закладывает уже в их сознание на будущее определенные проблемы, с которыми нам приходится жить. Я хотел бы спросить тех, кто выступает за то, чтобы оставить тело Ленина в Мавзолее. Мы же реалисты, мы понимаем, что бесконечно это продолжаться не может.

В.МЕДИНСКИЙ: Там сейчас примерно 10-15 процентов от тела осталось, еще на несколько лет хватит, конечно. Но оно постоянно заменяется синтетическими материалами.

А.ИСАЕВ: Мы прекрасно понимаем, что мертвое тело при свете, при попадании световых лучей сохранять бесконечно невозможно. Особенно я этот вопрос адресую тем сторонникам, уважаемым мною, коммунистической идеи, которые являются при этом атеистами и материалистами. А что дальше? Хорошо, еще некоторое время это будет сохраняться. Дальше что?

В.МЕДИНСКИЙ: В студию не позвонил ни один сторонник сохранения тела Ленина. Интересно было бы послушать.

А.ИСАЕВ: SMS, которые к нам приходят. Большинство тоже высказывается за захоронение, но основные контраргументы те, о которых мы уже говорили. Это нам говорят о том, что есть мощи святых. Мощи святых – это мощи и святыни определенной конфессии, определенной религии. Более того, сторонники этой религии, верующие в данную религию люди пребывают в убеждении, что эти мощи являются посланием от Бога и будет пребывать до последнего момента существования нашего мира. Это религиозные убеждения. Коммунисты, насколько я понимаю, из такой идеи не исходят.

В.МЕДИНСКИЙ: Ленин вообще был воинствующим атеистом. Я думаю, что ему самому идея сохранения его мощей показалось бы просто издевательством.

А.ИСАЕВ: Я думаю, что да.

В.МЕДИНСКИЙ: Пощадите Ленина. Что за бессмыслица? Никто же не призывает взрывать Мавзолей, Боже упаси. Стали захоронили коротким политическим решением за ночь, и диспут прекратился моментально в обществе. Тема была закрыта.

А.ИСАЕВ: Никто же сегодня не говорит о том, что он там закрыт плитой гранитной, что, скорее всего, мумия сохранилась, давайте ее поднимем и назад положим.

В.МЕДИНСКИЙ: И посмотрим.

А.ИСАЕВ: Таких предложений ни от кого не слышится. Общество успокоилось.

В.МЕДИНСКИЙ: Раньше как говорили? Те, кто поднимают тему захоронения, раскалывают общество. Сейчас, наоборот, те, кто добивается сохранения останков мумии на всеобщем позорном обозрении, они раскалывают общество. Захороните и переверните эту страницу. Живите дальше. Прекратите это бессмысленное государственное содержание идеологического символа.

А.ИСАЕВ: Давайте примем звонок.

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Здравствуйте. Олег. Марксистско-ленинская философия выполнила самую главную задачу – она уничтожила священную империю. Это уже сказано всем. Это величайшая трагедия. Конечно, нужно захоронить и чтобы никогда этого не повторялось. А вот товарищ Сталин, он поднял страну против этой заразы троцкистской, марксистской идеологии звериной, которая хотела уничтожить полностью. Как говорит Троцкий, «бросим в огонь мировой революции». В итоги хотели уничтожить весь русский народ и пользоваться всеми благами, природными ресурсами. В белых рабов превратить. Это слова Троцкого были.

В.МЕДИНСКИЙ: Пятый или шестой звонок за сохранение. Хоть кто-то позвонит, кто против захоронения?

А.ИСАЕВ: Я могу сказать, что результаты голосования пока разительно отличаются от того, что мы читаем по SMS и от того, что мы слышим из звонков.

В.МЕДИНСКИЙ: Коммунистические тролли троллят нашу радиостанцию.

А.ИСАЕВ: Интересные результаты, мы позже вас с ними познакомим.

В.МЕДИНСКИЙ: По результатам голосования пока побеждают сторонники сохранения мумии Ленина в Мавзолее. Но у нас нет ни одного звонка и почти нет SMS таких. Пусть они позвонят, хочется поговорить.

А.ИСАЕВ: Вы в эфире.

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Здравствуйте. У меня только один аргумент. Вот лежала мумия Тутанхамона 4 тысячи лет. Кому она мешала? Развалили все.

В.МЕДИНСКИЙ: Ее никому не показывали.

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: И мумию уничтожили, и пирамида развалилась вся, и все пошло прахом. То же самое будет и здесь. Кто-то верит Ленину, кто-то его ненавидит, но пусть лежит. Кому он мешает? Нет, надо вот. Больше заниматься нечем, как только вот Ленина оттуда убирать.

А.ИСАЕВ: Как вас зовут?

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Александр Александрович.

А.ИСАЕВ: Дело в том, что есть существенная разница между мумией Тутанхамона и мумией Ленина. Мумия Тутанхамона не была выставлена на всеобщее обозрение. Она реально была захоронена. Если вы считаете, что мы являемся сторонниками того, чтобы ворошить могилы, вынимать трупы, мы категорические противники. Проблема заключается в том, что тело Владимира Ленина, находящееся в Мавзолее, не захоронено.

В.МЕДИНСКИЙ: Нам ним проводятся странные медицинский эксперимент за государственный счет, за ваш в том числе.

А.ИСАЕВ: Оно открыто для посещений. С ним практически прощаются. Происходит 90 лет процедура прощания.

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Друзья мои, неужели у нас больше негде денег взять? Столько всего у нас есть, чем заняться. Нет, надо Ленина обязательно.

В.МЕДИНСКИЙ: Когда вы выходите на улицу, видите вокруг грязь, снег сошел, окурки набросали и вообще много проблем на улице. Но это вам как-то мешает по утрам чистить зубы? Можно сказать, вы знаете, столько проблем вокруг, пожалуй, зубы я тоже чистить не буду и обувь. Очень много проблем вокруг, не с этого надо начинать, не с зубной щетки. Это же простая проблема, она просто решается. Основа управления всегда заключается в одном: сначала решаете маленькие проблемы, а потом постепенно подходите к большим.

А.ИСАЕВ: Хотим еще коснуться темы имен революционеров, которые присутствуют на наших улицах и площадях. Еще одна тема, которая поднимается, в том числе вами как историком и общественным деятелем, это тема присутствия в названии наших городов, улиц, площадей, населенных пунктов имен революционеров. Это правильно или нет? Стоит или нет заниматься переименованием?

В.МЕДИНСКИЙ: На мой взгляд, переименованием как изменением названия заниматься, в принципе, не стоит. Совсем другая тема – это возвращение исторических имен нашим городам, улицам, площадям в отдельных, исключительных, но важных случаях. Подходить к этому надо выборочно, подходить с умом, но подходить с точки зрения здравого смысла и исторической правды. Я вчера приехал из Смоленска. Там как раз была презентация в смоленском Кремле, у меня есть книга о событиях смуты. Центральная улица Смоленска, древнейшего русского города. Этот город на один год моложе русского государства. В следующем году исполняется 1150 лет Смоленску. Центральная улица исторического Смоленска носит название Коммунистическая. Знаете, как называлась эта улица до 60-х годов? Улица Социалистическая.

А.ИСАЕВ: Решили, что будет построен коммунизм.

В.МЕДИНСКИЙ: С коммунизмом проблемы, но улица

Коммунистическая появилась. До этого она называлась улица Кадетская, потому что там были какие-то кадетские училища. В Смоленске центральный памятник смоленской обороны величайшему событию смуты, забытому абсолютно с нашей стороны, 1609-1611 годы, это круче, чем Минин и Пожарский, находится на улице Ленина и площади Ленина. Герой смоленской обороны, титан уровня Суворова, Кутузова, боярин Михаил Шеин фактически один со своими защитниками, вставший грудью на пути международной интервенции против России в смуту. Нет улицы Шеина. Нет музея Шеина. Нет памятника Михаилу Шеину. Зато Ленина, Советская, Коммунистическая, Карла Либкнехта, Розы Люксембург. Они, конечно, много сделали для Смоленска. Клары Цеткин. Какое отношение они имели? Если в советские годы мы построили Комсомольск-на-Амуре, у нас, может, через тысячу лет комсомола нет, а Комсомольск-на-Амуре пусть останется, потому что это подвиг наших отцов и дедов, которые его строили.

А.ИСАЕВ: Популярная газета называется «Комсомольская правда». Никого это не смущает.

В.МЕДИНСКИЙ: Но если люди назвали город Вяткой, была Вятская губерния, были вятские ребята хватские, это были самые бойцы, какое отношение имеет к этому господин Киров-Костриков? Он никогда в Вятке не был. Он вообще мальчик из Уржума. Он вообще очень сомнительная личность в нашей истории.

А.ИСАЕВ: Правда, не настолько сомнительная, как Петр Лазаревич Войков. У нас аж 5 улиц Войковских на севере Москвы.

В.МЕДИНСКИЙ: И метро.

А.ИСАЕВ: Да. Этот человек чем прославился в истории?

В.МЕДИНСКИЙ: Хорошо, Киров помогал весьма своеобразно ленинградскому балету. А Войков чем прославился? Войков прославился только одним – тем, что он принимал активнейшее участие в уничтожении царской семьи и царских детей. Как раз по улице за каждого ребенка. Будучи химиком по образованию выписывал соляную кислоту, поливал ею трупы, объяснял, как надо расчленять правильно останки, куда сбрасывать. Он этим очень гордился. Это же детоубийца. У нас действует в России общественное движение «Фонд возвращения». Я советую всем заглянуть на сайт www.vozvr.ru. Там приводятся тысячи примеров того, как именами людей, совершенно недостойных, были названы исторические русские города, исторические улицы, исторические площади. Зачем? В чем смысл? Надо восстанавливать справедливость и постепенно названия старые возвращать.

А.ИСАЕВ: 788-107-8.

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Добрый вечер. Константин из Щелково. Я хотел сказать, что ожидал от профессора оценки исторической значимости и личности вождя пролетариата Ленина. Вместо этого он в качестве аргументов начал приводить такие сомнительные вещи, что нельзя цветы положить к могиле. Да можно. Милиция пускает, вы можете с цветами подойти к Мавзолею и положить цветы. Вы все ошибаетесь. Теперь по поводу захоронения путем мумификаций. Если бы вы пользовались Интернетом, то могли бы там без труда обнаружить, что это очень распространенный тип захоронений. В частности, в 2011 году британские ученые мумифицировали таксиста из города Торти. Он захоронен. Не надо приводить.

А.ИСАЕВ: А этот таксист выставлен на всеобщее обозрение или просто захоронен?

В.МЕДИНСКИЙ: В музее таксопарка? Его можно потрогать?

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Ну, что значит всеобщее обозрение? Вы сами понимаете, что если бы его мумифицировали и зарыли в могилу, то это просто идиотизм. Немножко рассуждайте логически.

В.МЕДИНСКИЙ: А ваш батюшка жив еще?

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Нет, мой батюшка помер.

В.МЕДИНСКИЙ: Вы хотели бы, чтобы мы его сейчас, согласно решению партии и правительства, выкопали, мумифицировали и около подъезда вашего дома в память соседям выставили на обозрение то, что останется? Пусть смотрят все. Вы бы такой судьбы своему родителю хотели?

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Если бы народ русский захотел мумифицировать моего отца и выставить его на всеобщее обозрение, я бы согласился. Не надо приводить такие сатанинские примеры. Это очень нехорошо.

А.ИСАЕВ: Я очень рад, что вы называете это дело сатанинским. Я именно к выставлению на обозрение трупа Владимира Ульянова отношусь так же, как к элементу сатанизма, который, к сожалению, по сей день присутствует в нашей жизни. Это неправильно.

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Владимир, вы последнее время как-то резко, на последнем историческом процессе вы поддержали Сванидзе, он вами был очень доволен. Тут вы занялись захоронением тела Ленина. Куда-то вас понесло. Вы что, испугались болотных площадей?

А.ИСАЕВ: Нет, мы не испугались болотных площадей.

В.МЕДИНСКИЙ: Я не знаю, как насчет Сванидзе, но что касается Ленина, я свою позицию не меняю уже много лет. Смотрю, вы часто смотрите телевизор. Зайдите, у меня еще было «К барьеру» с Проханов лет 8 назад. Я и тогда настаивал на том…

ЗВОНОК СЛУШАТЕЛЯ: Я желаю вам исправить эту ошибку, которая настолько очевидна, что просто не выдерживает ничего. Надо исправляться, Владимир.

А.ИСАЕВ: Спасибо за ваше мнение. Это важно.

В.МЕДИНСКИЙ: Хорошо, хоть мы получили развернутую позицию.

А.ИСАЕВ: Я только хотел сказать, мне показалась позиция Константина противоречивой. Он с одной стороны считает, что в данном случае он защищает Ленина. Мы в этой программе не обсуждаем его идеологию, его деятельность. Мы обсуждаем вопрос, связанный с его захоронением. Я не услышал аргументов, а в чем полезность захоронения Ленина в таком виде?

В.МЕДИНСКИЙ: Причем Константин сам назвал это дело сатанизмом. А.ИСАЕВ: В данном случае удивительная ситуация. Я могу объяснить даже постановление политбюро ВКПб о том, чтобы сохранить тело Ленина до того момента, пока делегации трудящихся смогут с ним проститься. Простились. А дальнейшее сохранение какое имеет смысл? Тем более все равно понятно.

В.МЕДИНСКИЙ: Мы же смысл с вами понимаем. У народа вырвали веру, его оторвали от исторических корней. Стирались с карты десятки тысяч названий улиц и городов. Кого-то могли объявить преступником, вырывались эти страницы из учебников, выкалывали глаза, вырезались фотографии. Страну лишали полностью исторических корней. Мы ведь в большинстве своем, я не знаю, как у тебя в семье, в большинстве своем родственников своих дальше бабушки и дедушки не знаем. Как-то вот не принято. Кто знает про бабку и помнит, чем она занималась, какое у нее было образование, это уже редкость в семье.

А.ИСАЕВ: Увы, это так.

В.МЕДИНСКИЙ: Дальше надо нанимать, генеалогические исследования чтобы проводить. А что было до 1917 года – табу. У меня в семье скрывалось, что моя прабабка является немкой чистокровной, потому что отец как офицер Советской армии, как-то было неправильно, скоро и родственники будут в ФРГ. Это неправильно. Большевики грамотно, разумно, цинично и сознательно выкорчевывали историческую память. А вместо церковных идеалов предложили другой культ, по сути, языческий культ – тело Ленина. Поэтому это прощание переросло в некий языческий ритуал. Этого не было даже у древних славян времен Перуна. Даже этого не было. Человеческие жертвы приносились, но никому не приходило в голову хранить тело.

А.ИСАЕВ: Я хочу подтвердить, у меня тоже историческое образование, в советские времена учился. Я помню, как меня в свое время, тогда еще советского студента резанул неприятно заголовок в одной из статей в историческом издании. Назывался он «Все мы родом из Октября». Возникало ощущение, что до Октябрьской революции у нас ничего не было. Мы родились только после нее, а до этого некое смутное предсуществование. Об этом мы и говорим сегодня. Почему нужно возрождать исторические имена? Потому что история России не с 1917 года началась, она началась существенно раньше. Очень обидно, что мы не помним имен тех людей, которых должны помнить, тех исторических названий, которые связаны с героическими деяниями наших предков. А вот объяснять нашим детям, кто такой Войков, и почему в честь него названы улицы и метро. Это очень сложно и противоречиво. Подведем итоги нашего голосования. У нас 35,3 процента проголосовало за то, что Ленин должен быть захоронен, и 64,7 процента – против этой позиции. Есть иные опросы, которые проводили ФОМ, ВЦИОМ, они показывают другие результаты. Тем не менее мы искренне благодарны всем, кто принял участие в сегодняшнем обсуждении. Это наша с вами страна, наша с вами жизнь, и нам с вами творить ее, в том числе ее духовно-нравственное содержание. А это невозможно без того, чтобы мы не следили за своим языком, за названиями, которые нас окружают, за предметами, памятниками, которые у нас существуют. Всем огромное спасибо. Владимир, больше спасибо за участие в сегодняшней передаче.